Надо ли проводить предварительную проверку подаваемого на регистрацию обозначения, если наша компания много лет использует этот бренд?

К процессу выбора имени для компании или организации необходимо подходить с особой тщательностью. Многие предприниматели считают, что придуманное ими название является уникальным.

Зарегистрировать название юридического лица в налоговой — не значит закрепить за собой единоличное право на его использование. Под одним и тем же брендом в органах налоговой службы может быть зарегистрировано большое количество компаний, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в одном и том же сегменте.

Если определенная компания много лет использует один и тот же бренд, это не означает, что данное название не занято конкурирующей организацией в качестве официально зарегистрированного товарного знака.

Почему отказывают в регистрации

Зарегистрировать товарный знак, который не позволяет отличить компанию заявителя от аналогичных, невозможно.

Причины, по которым Роспатент отказывает заявителям, перечислены в ст. 1483 ГК РФ. Условно их можно разделить на два вида: абсолютные и относительные.

К абсолютным причинам отказа относятся следующие:

  • название состоит из букв, сочетание которые не несёт никакого смысла;
  • используемое название является общепринятым наименованием услуги или товара (например, в регистрации бренд “Юридическое бюро” будет отказано);
  • в названии есть слово или словосочетание, которое используется для всеобщего употребления при обозначении товаров определенного вида;
  • название противоречит принципам морали и гуманности;
  • используются названия международных организаций (ООН, НАТО и т.п.).

И все же главной причиной отказа являются ситуации, когда регистрируемый бренд полностью или частично копирует уже зарегистрированный товарный знак. Данная причина отказа относится к категории относительной.

К относительным причинам отказа также относится:

  • использование в названии бренда имен или фамилий публичных лиц;
  • наличие грамматических и орфографических ошибок;
  • наличие в имени компании географических названий.

Следует учесть, что обозначение, поданное на регистрацию, всегда имеет приоритет перед последующими заявками. Иными словами, положительное решение Роспатента гарантировано тем компаниям, которые первые подали заявку на регистрацию товарного знака. Все последующие заявки на регистрацию схожего бренда будут отклонены.

Принципы для определения тождественности бренда

Многие ошибочно полагают, что Роспатент отказывает в регистрации бренда только в том случае, если название регистрируемой компании полностью копирует название определенного товарного знака в одном и том же классе МКТУ.

По факту Роспатент использует три основных принципа выявления тождественности:

  • семантический — название бренда должно отличаться по смыслу от названия конкурирующий организаций;
  • фонетический — название не должно звучать так же, как уже существующие товарные знаки. То есть заменить одну букву в названии бренда не получится. Такой ход может будет расценен экспертами как введение в заблуждение потребителя услуги;
  • визуальный — регистрируемый товарный знак должен визуально отличаться от уже существующих.

Решение об отказе в регистрации товарного знака — это официальный документ. Именно в нем эксперт Роспатента указывает основание для отказа в виде ссылки на определенный пункт ст. 1483 ГК РФ.

На что еще следует обратить внимание

Уникальность бренда — это, несомненно, большой плюс при регистрации товарного знака. Однако, эксперты Роспатента отказывают предпринимателям по многим причинам.

Второй по частоте отказов причиной является употребление в названии бренда общепринятых слов и символов. Если магазин табачных изделий был зарегистрирован в налоговой как “Мальборо”, это не означает, что Роспатент позволит использовать это название в качестве товарного знака.

Соответственно, длительность использования определенного товара не гарантирует его стопроцентную регистрацию в Роспатенте.

Так нужно ли проводить проверку бренда перед его регистрацией в Роспатенте

Проведение проверки перед регистрацией — это право предпринимателя, а не его обязанность. Теоретически можно обойтись без этой процедуры, однако статистика говорит сама за себя: ежегодно в России регистрируется более 33 тыс. товарных знаков. Это означает, что вероятность использования уже зарегистрированного бренда растет с каждым годом в геометрической прогрессии.

Проведение предварительной проверки — это возможность оградить себя от дополнительных финансовых трат.

Информация об охраноспособности обозначения проводится за 5-7 дней. Это означает, что предприниматель имеет возможность заранее минимизировать риски отказа.

Сегодня у предпринимателей есть огромное количество возможностей провести самостоятельную проверку уникальности бренда. Однако большинство сайтов, которые предоставляют услугу проверки, ориентируются исключительно на открытые источники информации. В данной ситуации следует учитывать, что многие обозначения на момент проверки могут находиться в процессе обработки. Незарегистрированные товарные знаки не отображаются в открытых источниках, поэтому самостоятельная проверка может не принести необходимых результатов.

Именно по этой причине рекомендуется обращаться за помощью в компании, которые занимаются защитой прав интеллектуальной собственности. Правильно выстроенный алгоритм работы — это возможность сэкономить бюджет организации и значительно сократить время на проведение государственной экспертизы заявки на регистрацию товарного знака.

Похожие статьи