Компания самостоятельно решает, будет ли регистрировать товарный знак. Процедура его оформления является довольно сложной и долгой, к тому же — относительно дорогой. Фирма вполне может производить и продавать продукцию и без товарного знака, но его правовая защита дает некоторые преимущества. Они должны исключить наличие сомнений со стороны потенциальных правообладателей.
Основные преимущества оформления товарного знака
К самым важным преимуществам оформления товарного знака относят:
- Наличие документа, подтверждающего права, то есть свидетельства. В случае противоречий с другими лицами, претендующими на использование такого же или схожего ТЗ, именно свидетельство будет основным доказательством.
- Возможность использовать знак охраны. Он ставится около наименования товара и выглядит, как латинская буква “R” в кружке. Используется такой знак для дополнительной индивидуализации и указания конкурентам на правовую защиту зарегистрированного знака.
- Возникновение права на защиту. Именно с момента регистрации правообладатель может требовать правовой защиты знака. Можно будет обращаться в судебные органы, Роспатент и защищаться любым другим разрешенным законом способом.
- Привлечение нарушителей к ответственности. После регистрации знака, можно будет воздействовать на конкурентов, незаконно использующих зарегистрированный ИЗ, к административной, гражданской и даже уголовной ответственности.
- Возможность извлечения прибыли. Можно будет передавать право на использование оформленного товарного знака за вознаграждение. ТЗ также может использоваться в качеств залога, для получения кредитов и займов.
- Оформление защиты при вывозе за пределы РФ и вводе на территорию России. Наличие оформленного ТЗ позволит задействовать механизмы Таможенного Союза. Как правило, это реализуется, чтобы исключить ввод подделок в Россию.
- Возможность рекламировать товары в любых СМИ. Некоторые издательства работают только с теми организациями, которые имеют зарегистрированные товарные знаки на свою продукцию.
В целом, товарный знак позволяет правообладателю защищать свои права относительно использования определенного наименования и исключает, что другие лица будут его применять.
Ответственность за использование товарного знака
Ответственность за использование товарного знака может быть административной, уголовной и гражданской. Так, КоАП РФ, в статье 14.10, предусматривает штрафы:
- от 5 до 10 тысяч рублей, если нарушитель является простым гражданином;
- от 10 до 50 тысяч рублей, при вине должностного лица;
- от 50 до 200 тысяч рублей, когда к ответственности привлекается организация.
Если товар, нарушающий товарный знак, создавался с целью продажи и получения прибыли, то штрафы будут несколько больше:
- двукратная стоимость товара, но не менее 10 тысяч, если виновным является физическое лицо;
- трехкратный размер от цены, но не менее 50 тысяч при условии, что виноватым будет признано должностное лицо;
- пятикратный размер от стоимости, но не менее чем 100 тысяч — если к ответственности привлекается компания.
Во всех перечисленных случаях также применяется конфискация товара, нарушающего права владельца товарного знака.
Уголовная ответственность возможна, если правообладателю был нанесен ущерб в размере от 250 тысяч рублей. В таком случае применяется статья 180 УК РФ. Наказание — вплоть до лишения свободы.
Гражданско-правовой порядок может применяться параллельно с уголовный и административным. Он применяется, чтобы возместить ущерб, полученный правообладателем ТЗ.
Для его применения, нужно обратиться в суд с исковым заявлением. Суд будет рассчитывать размер выплат на основании ряда факторов:
- суть нарушения;
- степень вины лица;
- размер понесенных и возможных убытков правообладателя.
Суд может учесть и другие характеристики, все зависит от представленных доказательств.
Как передать зарегистрированное право другому лицу
Одно из самых выгодных преимуществ, возникающее после регистрации товарного знака — возможность извлекать из него прибыль.
Для этого есть два основных договора:
- лицензионный. По нему можно передать исключительное право для использования в коммерческих целях. Всегда является возмездным;
- коммерческая концессия. Может передаваться комплекс прав, помимо исключительного на использование товарного знака. Может носить некоммерческий характер.
Стороны заключают договор, который и оговаривает особенности передачи прав и его условия. Но до государственной регистрации подобные сделки невозможны.
Регистрация товарного знака осуществляется добровольно. Но такая процедура имеет ряд преимуществ. Она позволяет защищать свои интересы и передавать права третьим лицам, в том числе на коммерческой основе. Поэтому регистарция желательно, хоть и не необходима.