Если бренд компании используется уже много лет, необходима ли регистрация товарного знака для защиты прав на него?

Товарный знак регистрируется только добровольно. Компанию нельзя принудить к оформлению данного права и, на практике, некоторые часто используют обозначения без их регистрации. Процедура требует финансовых вложений и времени, поэтому многие предпочитают обходиться без оформления ТЗ.

Момент начала защиты товарного знака

Статья 1484 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что право на ТЗ принадлежит тому, на кого оно было зарегистрировано. До момента государственной регистрации, лицо не получает никакой защиты и не сможет предъявлять третьим лицам требований о возмещении ущерба или прекращении использования знака.

Даже если лицо длительный период использует ТЗ фактически, но не зарегистрировало его, ни о какой защите речь идти не может. Не будет считаться нарушением использование иными субъектами сходных знаков, даже если они извлекали из этого прибыль.

С одной стороны, защита начинается с момента подачи заявки на регистрацию. Однако, прочие лица никак не могут знать о том, что такая заявка вообще подавалась. Соответственно, они не могут быть привлечены к ответственности за использование ТЗ в период между подачей заявки и государственной регистрацией.

Получается, что защита начинается с подачи заявки, но привлечь третьих лиц можно только с момента государственной регистрации.

Нужно ли регистрировать товарный знак, который давно используется

Товарный знак — это обозначение, необходимое для индивидуализации товаров или услуг.

Компания может использовать логотип, не регистрируя его. Руководство будет считать его своим, клиенты будут узнавать фирму именно по данному ТЗ. Но если регистрация не будет реализована, другие фирмы могут присвоить его и начать выпускать товары под этим же брендом.

Никто не может заставить компанию или ИП регистрировать товарный знак. Но отказ от такого действия не позволит в будущем защищать свои права, а также привлекать иных лиц к ответственности.

Для чего регистрировать товарный знак после длительного использования

Регистрация товарного знака дает собственнику ряд прав и возможностей. Процедура наделит лицо:

  • защитой от судебных требований иных граждан и организаций. Наличие свидетельства о регистрации ТЗ наделит владельца доказательством своей позиции;
  • единоличным правом на товарный знак. Никто не сможет оформить такой же или похожий;
  • возможностью продавать товары на крупных площадках. Например, самые известные интернет-магазины могут отказать в сотрудничестве, если ТЗ не будет зарегистрирован;
  • правом продажи франшизы. Владелец ТЗ сможет передавать иным лицам право на использование раскрученного товарного знака за оговоренную сумму;
  • возможностью перекрыть перевоз через границу поддельной продукции. Для этого нужно будет подать заявку о включении ТЗ в Таможенный реестр;
  • правом включить товарный знак в нематериальный актив. Это позволит сократить налогооблагаемую базу и уменьшить расходы компании.

Отсутствие регистрации товарного знака может привести к тому, что его оформит кто-то другой. В таком случае доказать свои права на него будет практически невозможно, так как защита осуществляется только после регистрации.

Компания, которая долго пользуется каким-то обозначением, может лишиться такой возможности. В итоге ее доход сократится из-за снижения узнаваемости товаров и услуг. Кроме того, она может быть привлечена к ответственности по требованию лица, которое зарегистрировало такой же или схожий ТЗ.

Когда стоит регистрировать товарный знак

Каждая компания самостоятельно решает, когда нужно регистрировать товарный знак. Большая часть субъектов предпринимательства обходится без него, так как процедура оформления достаточно сложная и дорогостоящая. Но некоторым все же стоит понести такие расходы для собственной защиты.

Регистрация товарного знака оправдана в следующих ситуациях:

  • имеются подозрения на использование схожего знака конкурентами;
  • через границу ввозятся контрафактные товары, которые “маскируются” под бренд;
  • есть необходимость в рекламе на определенном ресурсе, но размещение возможно только при наличии товарного знака;
  • конкуренция на производимые товары или оказываемые услуги существенна. Регистрация ТЗ позволит защититься от недобросовестных действий конкурентов.

В любом случае, нужно учитывать выгоду от официально оформленного товарного знака и расходы на его оформление. Если затраты не превышают прибыль, то оформить ТЗ стоит — это обеспечит дополнительную защиту.

Товарный знак используется для обозначения товаров или услуг. Он действует только с момента его государственной регистрации. Фактически, бренд может использоваться и до оформления, но тогда компания не сможет защищать свои права через Роспатент или суд. Регистрация ТЗ полностью добровольна, но имеет перечень преимуществ, из-за которых стоит это сделать.

Похожие статьи